Если пропранолол эффективный, но небезопасный препарат, то какие критерии существуют при выборе методов удаления гемангиом у детей?

Добавлено в Полезно знать

Проблема в том, что гемангиома - еще плохо изученное заболевание.

Опыт специалиста, основанный на большой практике, является определяющим в достижении хорошего косметического результата при удалении гемангиомы.

Много лет назад, еще в самом начале нашей практики, появление младенца с такой сосудистой патологией как инфантильная гемангиома, считалось редкостью. В те времена, «привилегированным правом» родиться с гемангиомой обладали преимущественно девочки, и, когда кто-то говорил об обращении к нам за помощью по поводу удаления сосудистой опухоли, то пол ребенка легко определялся только по поставленному диагнозу.

В современных же реалиях статистика фиксирует стремительный рост заболеваемости и гемангиома из разряда редко встречающихся опухолей превратилась в «наиболее распространенную аномалию», впрочем уже не только у девочек, но также и у мальчиков (хотя девочки «лидируют» - 3 : 1). В целом же динамика заболеваемости у детей превышает 10 — 12%, доходя до 22%.


К нам идет непрерывный поток писем с фотографиями и отчаянными просьбами о помощи. Одно из таких писем: гемангиома лица.

Современная наука не может дать ответа о причинах столь массового появления новорожденных с гемангиомами.

Также до сих пор не установлены истинные причины патогенеза инфантильной гемангиомы. Существуют только предположения и теории. В настоящее время доминируют две.

Первая указывает на то, что источником растущих эндотелиальных клеток гемангиомы (клетки внутренней поверхности сосудов) является ткань плаценты, проникающая в фетальные мягкие ткани в процессе беременности или рождения. Однако исследователям непонятно по каким причинам на этапе формирования сердечно — сосудистой системы плода эндотелиальные клетки попадают «не по адресу», и, когда ребенок рождается, они преобразуются в доброкачественную опухоль, которая возникает на коже, на слизистых и порой даже на внутренних органах ребенка.


Гемангиома носа. Ребенку 8 месяцев.

Это происходит в силу каких-то неизвестных науке факторов. Вторая теория предполагает, что гемангиома развивается из стволовых клеток. Но, если рассматривать гемангиому, присутствующую при рождении, то механизм ее образования в контексте такой теории тоже абсолютно не понятен.

До настоящего времени так и не удалось найти каких-либо специфических генных мутаций и очевидных признаков наследственности, ответственных за возникновение этой сосудистой патологии.

Лишь основываясь исключительно на большом количестве случаев родившихся с гемангиомой несчастных детей, исследователи смогли сделать хоть какие-то умозаключения, касающиеся возможных рисков появления до конца непонятного медицинской науке явления. К таким рискам, в частности, сегодня относят: многоплодную беременность, возраст родителей, рождение ребенка до 37 недель беременности, беременность как результат эктстракорпорального оплодотворения, плохая экология и т.д.

В 2008 году во Франции, в детской больнице «Бордо», специалисты, в процессе лечения кардиологической патологии у детей, случайно обнаружили, что пропранолол может тормозить рост и вызывать регрессию гемангиом. Это открытие стало толчком к тому, что в большинстве стран Европы и в Америке этот препарат стал считаться основным в лечении младенческих гемангиом.

Таким образом, современная медицина, благодаря случайному стечению обстоятельств, заполучила «новый» способ влиять на сосудистые гиперплазии, устраняя следствие проявление аномалии, так до конца и не разобравшись в ее причинах.

До «открытия» в Бордо, пропранолол уже использовали на протяжении многих лет не только у взрослых для лечения гипертензии, но и у детей при кардиологической патологии для коррекции врожденных пороков сердца и аритмий.

Пропранолол — это неселективный бета-блокатор, обладающий антиангинальным, гипотензивным и антиаритмическим эффектом. В начале терапии этот препарат приводит к вазоконстрикции в области гемангиомы ( сужению патологических сосудов). Ее поверхность становится более тусклой и сглаженной. Затем снижается активность генов, отвечающих за рост гемангиомы и запускается механизм отмирания строительных клеток стенок капилляра, что ускоряет обратное развитие.

Пропранолол рекомендован для лечения проблемных гемангиом, для которых хирургическое вмешательство неприемлимо, например: заглоточной, периорбитальной и других объемных новообразований с целью избежать нарушения функций важных органов.


Объемная внутренняя гемангиома. В таких случаях используют пропранолол, если он не противопоказан ребенку.

На данный момент большинство исследований, посвященных антиангиогенному действию этого препарата, еще далеки от завершения и сам механизм действия пропранолола остается до конца не выясненым.


Противопоказаний и побочки ничтожно мало!Метод уже используют во всем мире.

Во многих странах пропранолол не входит в список протокольных средств, применяемых для лечения гемангиомы и это связано, впервую очередь, с недостаточным количеством научных подтверждней его безопасности. В процессе лечения новорожденных с гемангиомами проявляются побочные эффекты (особенно при использовании в течение многих месяцев) от применения этого препарата: брадикардия, гипотензия, AV-блокада, бронхоспазм ( обычно у детей с атопическим дерматитом), повышение уровня глюкозы в крови, затрудненное дыхание, бессоница, а иногда кожно-аллергические реакции. Применение этого препарата категорически противопоказано детям с синусовой брадикардией, сердечной недостаточностью, АV-блокадой, бронхиальной астмой (обструктивным бронхитом), периферическими нарушениями кровотока, например, болезнью Рейно.

Многие ведущие мировые медицинские центры хотя и расширили, благодаря пропранололу, методологическую базу лечения гемангиом, но одновременно проявляют и особую осторожность, а также тщательно отбирают детей перед стартом терапии данным препаратом, так как «процедура подходит не всем». Только после официального письменного согласия родителей, предупрежденных о возможных последствиях применения этого препарата, маленький пациент проходит ряд диагностических исследований для того, чтобы определить, подходит ли подобное лечение ребенку.

По поводу применения неселективных адреноблокаторов (пропранолола, анаприлина) в некоторых клиниках Запада (в частности, в Германии) уже имеется накопленный опыт, свидельствующий о том, что, несмотря на эффективность применения этих препаратов, в 50% случаев дополнительно требуется применение других методов.

В «официальной» медицине таковыми являются: хирургическое иссечение, криодеструкция, коагуляция и лазерная терапия. Но только опыт специалиста, основанный на большой практике, должен быть определяющим в выборе тактики и метода лечения для достижения хорошего результата, в том числе и косметического.

К сожалению, значительная часть коммерческой медицины предлагает не оптимальный вариант лечения, а тот, который, в первую очередь, основан на рентабильности или элементарной выгоде для нее.


Последствия некроза тканей в результате необоснованного применения лазеротерапии. Коммерциализация медицины в данном случае оказала негативное воздействие на результаты терапии, хотя, «по идее», применение новых технологий в лечении различных заболеваний должно иметь преимущества.

Иногда складывается впечатление, что пропранолол назначают «всем подряд» с любыми гемангиомами. Возможно, это делается с целью тщательного изучения ближайших и отдаленных проявлений системных побочных эффектов на организм?

Ведь совершенно не понятно, почему врач назначает ребенку пропранолол при таком виде и такой локализации на теле гемангиомы, когда можно было бы обойтись более щадящими методами без побочных.

По поводу неадекватного использования пропранолола в лечении у детей с гемангиоми вспоминается комментрарий одной женщины: Касаемо пропранолола ( анаприлина) — с ним осторожней, этот препарат урежает частоту сердечных сокращений, блокирует выброс адреналина в кровь, я длительно его принимала, но по другому поводу, как вспомогательное при тиреотоксикозе (заболевание щитовидки) и там масса побочных эффектов, от кожных реакций до бронсхоспазма и кошмарных сновидений, там в аоннотации все это написано, и почти все это имело место быть. Врачи назначили анаприлин и сами же говорили — анаприлин не пейте, он очень короткого действия и много побочных эффектов. Лекарство однозначно сильнодействующее, давление снижает, теткам от мигрени страдающим, которые « от давления» без конца пьют, а все без толку, хорошо принимать. Но для ребенка, который еще сказать не может, как себя чувствует, я бы давать анаприлин побоялась...

Но для того, чтобы преодолеть недоверие и сомнения по поводу выбора метода лечения гемангиомы у своего ребенка и не бояться, что Вас заставят вести дневник динамики его состояния здоровья во время приема пропранолола, как будто Вы вместе с Вашим ребенком стали участниками какого-то эксперимента, лучше всего постараться найти специалистов с большим опытом и, только после консультации с несколькими из них, принимать взвешенное решение.